официальный сайт регионального отделения

News

[23.06.2011]
Приглашение на встречу с Президентом РФ
Персоналия: 
Источник: 
Источник
Название: 
Пресс-служба Челябинской региональной организации «ЯБЛОКО»
Тип: 
Пресс-служба
Это был второй президент РФ, с которым мне предстояло встретиться, первым был Борис Николаевич Ельцин. Было интересно сравнить впечатления. Да и сказать было что.

3 июня в пятницу мне позвонили и очень вежливо поинтересовались, будет ли у меня время встретиться с Президентом РФ в среду 8 июня.

Сказать, что я не испытала шок, было бы неправдой. Это был двойной шок – вежливости и правильного русского языка, чем нас давно не баловали. На фоне десятилетия сортирного жаргона федеральной власти это было странно… приятно и неожиданно.

Вежливый человек звонил мне еще, уточняя детали и тему. Тему я назвала сразу: «Атомная Россия после Фукушимы».

Три дня я упаковывала атомную современность в две страницы текста. Сегодняшний государственный менеджмент больше одной – двух страниц не воспринимает, и меня предупредили – будет 2 минуты.

В понедельник ночью, за 12 часов до предполагаемого вылета в Москву, мне позвонил, уже без вежливого шарма, еще один чиновник из администрации президента. Он проинформировал, что список был переформатирован, и при этом переформатировании моей фамилии в нем не оказалось. И он звонит предупредить, что мне не дано сказать Дмитрию Анатольевичу ничего о его президентской ядерной политике и о том, как ее следует изменить, пока еще нас не накрыла собственная фукушима.

Я была в тихой ярости – я убила более двух суток, и кто-то позволил себе отформатировать мою тему, как мемори-стик. Женская ярость, как и красота, – страшная вещь. Она убирает барьеры политкорректности.

За рамками политкорректности я должна Вам, Дмитрий Анатольевич, сказать, что ваша команда сама себе выдала лицензии на управление страной, не проходя квалификационного тестирования. Вы загрузили народ в этот ядерный бомбардировщик и не знаете теперь, что делать, – то ли посадить, как самолет Качиньского, в тумане и без системы навигации, то ли взорвать его в воздухе. Откройте дверь! Мы уже поняли, что ваш экипаж не имеет лицензии на вождение государственного корабля.

    Атомная Россия после Фукушимы

    Июньские  тезисы президенту РФ Д.А.Медведеву

    к встрече  с лидерами экологических организаций  8 июня 2011 

    Н.И. Миронова, к.с.н.

    Президент «Движения за ядерную безопасность», Челябинск 

    Атомная реальность после Фукушимы[1]

  1. Общественное неприятие.
  2. Ужесточение регулирования.
  3. Предстоящее удорожание строительства и эксплуатации в десятки и сотни раз.
  4. Выход с атомного рынка инвесторов и страховых фондов.
  5. Отказ наиболее прозорливых правительств от атомной энергетики.
 

Что высветила Фукушима

  1. Ошибочность базовых линейных подходов в оценке риска и необходимость смены инструментария [2]
    1. Оценка риска аварии на реакторе предполагает один случай в 100 000 лет.
    2. Практика 65 лет атомной индустрии дала более 400 ядерных событий с мирным и военным атомом, т.е.6,5 в год.
    3. Наиболее известны
      1. Кыштым – 57 (СССР), 1957 г., 6 уровень по шкале МАГАТЭ,
      2. Три Майл Айленд (США),1979 г., 5 уровень,
      3. Чернобыль (СССР), 1986 г., 7 уровень,
      4. Фукушима, Япония, 2011 г., за пределами шкалы МАГАТЭ: 3 реактора, 4 хранилища ОЯТ, запредельное загрязнения мирового океана и атмосферы Северного полушария, запредельная длительность – прогнозируется в течение всего 2011 года, запредельный ущерб – по предварительной оценке $245 млрд, что уже превышает стоимость всей советской атомной энергетики, и намного превосходит планируемые Росатомом $20-30 млрд.на решение проблем ядерного наследия, включая катастрофы.
  2. Общие черты реакции власти на ядерную катастрофу:
    1. Задержка предоставления правдивой информации от оператора, как в адрес власти, так и населению[3].
    2. Неспособность управлять кризисом, решение проблем дисфункционального управления за счет человеческих жертв.
    3. Системность развития кризиса государства, следующего за ядерной катастрофой, что также имело место после Чернобыля:
      1. загрязнение среды обитания человека, животного и растительного мира, продуктов питания и питьевых ресурсов;
      2. паралич систем жизнеобеспечение: медицина, продукты, вода, размещение людей при эвакуации;
      3. падение инвестиционных рейтингов;
      4. падение банковской системы;
      5. политический кризис.
 

Фукушима  в узле противоречий модернизационной культуры управления в России

  1. Стресс-тест объектов Росатома, проведенный уполномоченными органами в мае 2011 г, выявил реальность сценария по Фукушиме на российских АЭС:
    1. Несоответствие сейсмичности региона размещения проектной сейсмостойкости;
    2. Несоблюдение условий сейсмостойкости для ряда систем и оборудования АЭС;
    3. Практику уплотнения ОЯТ в приреакторных хранилищах ОЯТ;
    4. Имеющиеся нарушения прочности фундаментов АЭС; несоответствие строительных конструкций нормативам устойчивости в экстремальных погодных ситуациях;
    5. Несоответствие систем водородной взрывозащиты соответствующим Правилам;
    6. Конструктивные недоработки систем безопасности;
    7. Низкую организационную структуру, управление и культуру безопасности, и др.
  2. Власть и пресса замалчивают уроки Фукушимы и бессмысленность, запредельную стоимость атомной модернизации России.
  3. Граждане формируют свою позицию на подобное замалчивание и игнорирование экологических и социальных последствий Чернобыля и аварий на «ПО «Маяк», предлагая дела пострадавших к рассмотрению в Страсбургском суде[4].
  4. Правительство продолжает демонстративную экспансию и лоббирование строительства новых АЭС как в стране, через давление на губернаторов, так и за рубежом, путем если не коррупции, то создания сомнительных схем субсидирования строительства АЭС и обращения с ядерным топливом. Следствие – вывод из российского бюджета огромных средств.
  5. Росатом ведет безответственное, с игнорированием принципов безопасности, наращивание концентрации ядерно-опасных объектов на ядерных площадках. Атомный бизнес проявляет чудеса инновационности, создавая схемы обхода экологических норм, органы регулирования потворствуют этому, формируя климат наибольшего благоприятствования наиболее сомнительным решениям. Примеры:
    1. На площадке «ПО «Маяк» с нарушением принципов безопасности создано, и продолжает функционировать наземное Хранилище делящихся материалов на 25 тонн военного плутония и 200 тонн обогащенного урана, дополнительно к 38 тоннам «коммерческого», хранимого в здании остановленного реактора[5].
    2. Губернатор Челябинской области, как и некоторые другие губернаторы, активно лоббирует новую АЭС с 4 реакторами в зоне воздействия «ПО «Маяк».
    3. Бизнес структуры Свердловской области формируют при строительстве Белоярской АЭС коррупционные скандалы вокруг использования гастрарбайтеров и невыплаты им заработанных денег.
  6. Росатом формирует размытое правовое и бизнес пространство, открытое коррупции. Негатив, формирующий риски:
    1. Практика отсылочных норм в Федеральных законах (ФЗ) о РАО, об ОЯТ, о выводе из эксплуатации.
    2. Исключение экологической составляющей, финансового источника реабилитации радиационно загрязненных территорий по ФЗ от 10.07.01 №92-ФЗ, из цены за ОЯТ по сделкам с Болгарией и Украиной[6].
    3. Игнорирование проблем уже накопленных в окружающей среде отходов[7].
    4. Игнорирование накапливающегося регламентного загрязнения, особенно плутония и трития[8].
    5. Экологическая опасность модернизации, основанной на практике увеличениф «ненормированных выбросов из непронормированных источников»[9].
    6. Ввоз ОЯТ на территорию РФ для хранения, переработки и захоронения отходов[10].
    7. Продление лицензий на эксплуатацию АЭС сверх их технического срока[11]
  7. Росатом интегрирует регулятивные функции и функции выдачи лицензий на операционную деятельность в сферу своего влияния, что приводит, при фактическом отсутствии независимого контроля, к резкому возрастанию рисков потерь территорий и ресурсов, приведения их в непригодное для жизни состояние. Ответственность за потери размыта, финансирование падает, а тяжесть потерь переносится на население и местные администрации[12].
  8. Главный государственный санитарный врач Постановлением от 12.11.2010 отменяет создание санитарно-защитных зон для действующих предприятий; а Министр природных ресурсов Приказом от 31 декабря 2010 г. сокращает список загрязнителей атмосферного воздуха с 4500 до 23 веществ и 108 изотопов. Из учетного перечня странным образом исчезает тритий.
 

Современные тренды изменения направлений внутренней и внешней ядерной политики

На повестке дня стоят не только ценность жизни данного поколения, но и ценности этики, морали и международного права по отношению к будущим поколениям. В качестве первых шагов следует:

  1. Остановить наращивание объемов ядерных отходов и проблем их безопасного хранения и изоляции на протяжении сотен тысяч будущих поколений.
  2. Прекратить производство химических элементов, не разлагающихся в природе естественным путем, а потому накапливающихся с непредвиденными мутационными последствиями для живых организмов и систем.
  3. Снизить рост угроз ядерных провокаций, ядерных аварий, террористических актов на ядерных объектах или с использованием ядерных материалов с нанесением разрушительного экономического ущерба.
  4. Снять угрозу отторжения огромных территорий, загрязненных радионуклидами, либо несоразмерно дорогое пользование загрязненными территориями.
  5. Прекратить экспансию ядерной энергии и расширение клуба ядерных игроков за счет правительств, не имеющих опыта управления ядерными объектами и проблемами.
 

Вывести Россию в мировые  лидеры решения проблем ядерного наследия

возможно при изменениях внутренней и внешней ядерной политики, которые, в соответствии со ст.80/3, Конституция РФ, отнесены к полномочиям Президента РФ[13].

Необходимо в  первую очередь:

  1. Принять решение о запрете ввоза ОЯТ на хранение, переработку и захоронение образующихся в процессе переработки твердых, жидких и газообразных радиоактивных отходов.
  2. Признать наличие проблем радиационного загрязнения, создать непреодолимые барьеры между территорией обитания населения и загрязненными территориями и водными объектами, а также путями миграции радиоактивности.
  3. Решить накопленные социальные проблемы пострадавших от деятельности ПО Маяк, и других ядерных событий.
  4. Отменить продление лицензий, выданных АЭС, превысивших проектный срок эксплуатации, вывести их из эксплуатации.
  5. Принять решение об отказе от ядерной энергетики и принять на себя инновационное лидерство в решении экологических проблем ядерного наследия.
  6. Диверсифицировать энергетику, поощрять инвестиции в энергосбережение, парогазовую, ветровую, солнечную и биоэнергетику.